О кризисах
Думаю, что наступивший мировой кризис капиталистического перепроизводства не такой же точно, как все предыдущие кризисы капитализма, по многостолетним традициям всегда заканчивавшиеся войнами.
Все кризисы капитализма были просто кризисами перепроизводства вслепую, наугад, на "повезёт-купят". Сегодняшний такой же точно. Но есть разница - он впервые глобальный и знаменует массовое капиталистическое перепроизводство без учёта потребностей.
Раньше и всегда перепроизведённое нуждалось в потреблении-перепотреблении-утилизации. При отсутствии или замедлении этих процессов — логически следовал кризис.
Перепроизводству нужны рынки сбыта, нужна алчность-жадность перепотребителей.
Но где их взять, если человеку для жизни так много не надо, сколько производится жадными до прибыли капиталистами? Зачем человеку сотни платьев, десятки домов по паре гектаров площадью каждый?
Поэтому вся борьба капиталистов — борьба за сбыт, за рынки сбыта. Чтобы держать цену до конца, до полного отключения нужности этой вещи.
Для сохранения процента прибыли, за которую можно удавиться. Потому как жаждуемый процент прибыли впрыскивает эндорфины-дофамины-серотонины в кровушку коллекционеров и срывает мозговые крыши у капиталистов.
Азарт-азарт, игровая и, своего рода, наркотическая зависимость от коллекционирования прибыли.)))
И даже лучше для капиталиста уничтожить лишнее, чем бесплатно накормить неимущих, чем тем самым снизить цену и не получить нужный процент.
Каждый день в миллионах ритейлов утилизируются тонны еды с просрочки, утилизируются прошлогодние урожаи, чтобы освободить место для новых урожаев. Утилизируются тонны одежды потерявшего спрос ширпотреба, утилизируется огромная масса невостребованного в потреблении. Не надо созидать бесконечные башни вещей, лучше творить смыслы.
Вспоминается первое четверостишие из гениального стихотворения «Выбор» Н.Гумилёва.
***
Созидающий башню — сорвётся
Будет страшен стремительный лёт,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.
И никто не думает, что можно, при цифровых-то новых возможностях, просто наладить точный персональный маркетинг?
Сколько людей? Сколько им надо еды? Сколько им надо одежды и какой именно? В мире тыщи суперкомпьютеров, которые можно загрузить этими простыми вычислениями, вместо чтобы писать всякую ерунду.
И даже просчитать сколько можно сделать лишнего, чисто для души, для украшения-счастья-подарков любимым, которые будут лежать "на память", но не для помойки невостребованное.
Есть возможность всё это просчитать.
И производить ровно столько, сколько нужно и достаточно людям, при этом не превращая землю в помойку, заваленную лишним мусором.
И за счёт высвободившихся производственных мощностей и площадей — можно сократить рабочий день до 4 часов, сократить рабочую неделю, не снижая при этом жизненного обеспечения потребителей и сохраняя спрос, но уже грамотно просчитанный. Почему бы не...? Риторически...)))))
И освободившееся время люди смогут уделять внимание детям, старикам, друг другу. Можно предложить людям заполнить свободное время культурным, духовным, социальным. творческим взаимодействием, вместо превращения людей в нечто рабское.
Ах, мечты! Пусть они сбудутся!)
|