Главная » 2019 » Июнь » 13 » О науке и её гибели
22:18
О науке и её гибели

С того ли началось, что ВАК закрыли? С того ли, что науку подчинили образовательному министерству - не знаю. 
Но тенденция давно ощущалась - поход на самоуправление университетов, университетские свободы, которыми славилась еще средневековая наука. И которое, с великими трудами и потерями, гордо пронесли научные школы и коллективы через советскую историю.
Но однажды были поражены в правах. Но, главное, в свободах. 
А без свободы науки не может случиться. Наукообразие может, но не наука. 
Это при мне произошло, в нулевых. В нашей аспирантуре УрГПУ, где я работала ведущей, все эти события все восприняли как войну, которую проиграли. 
С тех пор годы прошли, я уволилась, аспирантуру переименовали, диссоветы позакрывали, специальностей осталось с гулькин нос. 
Самое ужасное, и которое без рыданий невозможно вспоминать - умирание научных школ. Жальче всего научную школу по коррекционной педагогике, вторую из двух после питерской, которая обслуживала всю Сибирь и Дальний Восток. А руководитель её, Коркунов Владимир Васильевич, просто умер однажды на тропинке, когда шел на работу к университету. Кстати, писали о заметном увеличении психически неустойчивых личностей на улицах городов - это во многом результат этой проигранной войны, закрытия спецшкол и диспансеров. 
Другие многие тоже умерли или влачат жалкое при чужих кафедрах. Их кафедры закрыты или переименованы, диссоветов их нет уже. 
Только осталось листать журналы да исторические заметки большой научной школы нашего университета.
Неосведомленные россияне не в курсе, это гигантское поражение прошло мимо основной российской публики. Но оно катастрофично. Не знаю насколько сумела убедительно это представить...
Сегодняшнее "возвращение" научного ведомства из-под управленческой юрисдикции совместного с образованием министерства - только на бумаге. Невозможно в одночасье восстановить то, что строилось десятилетиями, веками. Главные силы, которые двигали российскую науку, ну... практически, исчезли.
Остались плясуны, спекулянты. Но они же не могут ничего создать, открыть или исследовать. Только переписать, скопипастить. 
Хочется спросить себя, других - почему они так легко дали себя уничтожить? Как так получилось?
Вспоминаю, как примерно это выглядело в диалогах, коммуникациях. 
По-моему настоящие ученые, исследователи, они оказались бессильны против открытой, откровенной и наглой лжи, коррупции и приписок, подтасовок и давления денег. А еще бессильны против троллинга. Умные люди оказались уязвимы перед этим изобретением хамоватых демагогов. 
То, что интеллигентно и корректно дискутировалось на защитах и заседаниях, оппонировании - это так выглядело глазами гопоты, набежавшей в науку, как слабость. 
То, что у ученых является научным возражением, аргументацией, доказательством, чем-то очевидным в плане того, что невозможно же унизить и оспорить истину - ложью, оно и не дало большим ученым взять в руки оружие лжецов.
Они выиграли в личном плане, не смогли попуститься совестью, научной честью, своим лицом, предпочтя даже умирание, даже физическое, но не предавая своего дела. 
Но тем самым они проиграли как коллективы, научные сообщества, потеряли научные кадры и научные школы. Разрознились. 
Может оно и было слабостью. Интеллигентность, интеллектуализм - он слаб против воли нахрапа, доминантно довлеющей силы лжи. 
Сейчас следы, ростки и побеги российской науки пробиваются из-под снегов. Они есть. 
Но они не в России. В отечестве своём им невозможно пробиться через засохшую коросту местничества, свояченичества, круговой поруки и отказа от объективности. Без этого последнего качества - наука вообще не существует и не может развиваться.

Категория: Метафизическое | Просмотров: 202 | Добавил: lamoisha | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]